• Что такое целевой прием в вузы и как в него попасть. Целевой прием в вуз - что это? Порядок целевого приема Целевики прием

    С этого года вузы могут поменять правила целевого приема. Министр образования и науки Ольга Васильева на встрече с ректорами педвузов предложила несколько мер для повышения эффективности целевого обучения в педвузах. Речь идет о заключении трехстороннего договора между работодателем, абитуриентом и вузом до начала приемной кампании. В планах обязать целевиков отрабатывать по три года на муниципальных предприятиях. Такая схема может подойти и другим отраслевым вузам.

    За год в вузах проходят обучение 250 тысяч студентов-целевиков. Возвращаются к работодателям в свои регионы не более 20-30 процентов. Вот свежий пример. В Вологодской области к нынешнему февралю за направлениями в департамент здравоохранения обратились более 120 выпускников школ. При этом на работу в прошлом году пришли только 46 молодых специалистов. Ответственности за то, что нарушили условия договора, целевики чаще всего не несут. А потому целевые направления в некоторые вузы нередко рассматриваются как удобный способ стать студентом с невысоким баллом ЕГЭ.

    Целевые направления нередко становятся способом поступить в вуз с невысоким баллом ЕГЭ

    Кому дать направление, решает регион или ведомство. По закону конкурс среди целевиков должен быть. Но если вуз берет 30 целевиков, а заявлений 31, можно считать, что конкурс есть. Средний балл целевиков - 62. При этом для всех остальных он может быть в вузе и 75, и 80.

    В Московском государственном педуниверситете целевики из регионов готовы выстраиваться в очередь.

    В 2016 году было 366 заявок, в 2015-м - 286, в 2014-м - 162, - рассказывает проректор по учебной работе Елена Болотова.

    Но взять всех их вуз не может. По закону вузы обязаны согласовывать квоты с региональными департаментами и министерствами. Не всегда эти решения принимаются в интересах приезжих целевиков.

    Столичные целевики научились извлекать пользу даже из строгих правил приема. Вот как это делается: вузы сейчас зачисляют выпускников в две волны. Конкурс среди целевиков, как известно, ниже, чем у всех остальных поступающих, и зачислять их вуз обязан чуть раньше, чем тех, кто идет в первую волну. Человек подает заявления и на целевое место, и на обычное. Его зачисляют как целевика, а дальше он смотрит: если проходит по баллам в первую волну, то забирает заявление с целевого места и поступает в вуз как все остальные. Без всяких обязательств перед будущим работодателем. "Никакого наказания за то, что человек отказался идти по целевому направлению, нет", - поясняет проректор Елена Болотова.

    Если выпускник школы видит, что по баллам не проходит с основным потоком, то остается в целевиках. Можно ли как-то противостоять этой схеме?

    Думаю, всех абитуриентов надо принимать на общих основаниях. Целевой прием можно оставить только для тех, кто приезжает поступать с направлением из своего региона и обязательством вернуться обратно. Во всех остальных случаях надо переходить на расширение целевого обучения. При этом выстроить отношения со студентом так, чтобы работодатель его подхватывал только после зачисления на первый курс. В договоре обязательно должно быть прописано, где человек будет проходить практику, кто и как оплатит дорогу, питание, проживание в общежитии, - считает Елена Болотова.

    Может быть, надо проводить среди целевиков тестирование на профпригодность, ведь педвузы имеют на это право? - спрашиваю.

    Такой опыт был. Кто-то получал ожидаемый результат, кто-то огорчался. Было много трагедий. Допустим, родители отправляли ребенка в педвуз, а он приносил им результаты тестирования, из которых было ясно, что в системе "человек-человек" ему будет трудно работать. Мама с папой настаивали... И потом, тестирование - очень затратное мероприятие, - говорит проректор МПГУ.

    В технологическом университете МИСиС с целевыми направлениями поступает около 1 процента абитуриентов. Почему так мало? Не набирают на ЕГЭ нужных для зачисления 210 баллов. Еще недавно порог был гораздо меньше и целевиков с направлениями приезжало очень много. По данным вуза, возвращались домой от 3 до 12 процентов.

    При этом общее количество целевиков в вузе - около трети всех студентов. В филиалах - до 80 процентов. Работодатели начинают присматривать для себя будущих сотрудников уже во время учебы.

    И как быть, если целевика отчислили за плохую учебу, он стал многодетным отцом или уехал в другую страну?

    Обычно это происходит начиная со второго курса,- рассказала ректор университета Алевтина Черникова. - Приведу вам пример, как подбирал для себя кадры один из горнорудных комбинатов. Сначала представители комбината протестировали 86 студентов, после собеседований осталось 54, после дополнительного тестирования 34. Дальше началась индивидуальная работа, потому что компания искала людей, которые поедут работать в Кузбасс. В итоге осталось 10 человек. Этим летом они были там на практике. Между вузом и этой компанией был заключен договор о ежемесячной материальной поддержке студентов.

    У университета 1200 партнеров-работодателей, которые предлагают разные формы договоров с целевиками и заключают их на 3 - 4 курсах.

    Все договоры - индивидуальные. Кому-то предлагают дополнительную к основной стипендию 3 тысячи, кому-то 20. Оговариваются условия практики, проезд к месту (все металлургические предприятия разбросаны по стране), помощь наставников. По целевому набору можно поехать на работу за границу. Например, однажды работодателю потребовались 30 молодых специалистов для работы в Зимбабве. В другой раз нужны были выпускники для объекта в Мьянме.

    Эффективная модель - когда работодатель связан напрямую со студентом. Причем договор лучше всего заключать на старших курсах, когда студент уже понимает, пойдет он в магистратуру или нет, займется наукой или готов работать на производстве, - считает Алевтина Черникова.

    Еще один способ заинтересовать студента будущим рабочим местом - предложить ему учебную программу, разработанную при участии работодателей и возможность получить сертификат о дополнительных компетенциях. Например, на кафедре бизнес-информатики теоретически за 4 года можно получить до 40 сертификатов разных IT-компаний и выбрать себе место будущей работы.

    Бывают случаи, когда целевики, отобранные работодателями, все же не доезжают до места работы. Предприятия, как правило, на конфликт не идут. Даже если выплачивали дополнительную стипендию.

    Владимир Глибовец, помощник Хорошевского межрайонного прокурора Москвы, поступал в Московскую юридическую академию им. Кутафина по целевому направлению от Генпрокуратуры.

    Конкурс в специалитет для нас был точно такой же высокий, как для всех остальных абитуриентов, прибавки к стипендии за целевое направление не было. Но мне гарантировали будущее место работы. А я мечтал попасть в прокуратуру, - рассказал Владимир.

    О том, чтобы нарушить условия договора, он и не думал. Это среди целевиков-юристов вообще большая редкость. Но соглашается с тем, что государственные структуры не очень охотно разыскивают "своих" целевиков, если те не доходят после окончания вузов до места работы.

    Гражданско-правовые отношения требуют того, чтобы одна из сторон обратилась в суд, - поясняет Глибовец.

    250 тысяч студентов ежегодно проходят целевое обучение в вузах. Возвращаются в свои регионы не более 20-30 процентов

    На это надо время и деньги. Правда, потом все судебные издержки можно взыскать с виновного, но сначала его надо найти. Если, к примеру, больница или школа захотят пойти в суд и наказать целевика, который к ним не дошел, придется для начала потратить не меньше 30 тысяч рублей. Зачем им это, если они не потратили ни рубля на подготовку "своего" целевика? И как быть, если целевика отчислили за плохую учебу, он стал инвалидом или многодетным отцом, уехал жить в другую страну? А если вообще понял, что ошибся с выбором профессии и ушел из вуза? Подавать за это в суд или нет?

    И ректоры, и эксперты единодушны - для того чтобы целевики возвращались на работу туда, откуда их направили, нужно два условия: участие рублем в подготовке студента и достойная зарплата.

    Обучение по целевому направлению – это всегда бесплатное получение высшего образования с гарантией рабочего места на несколько лет после выпуска.

    Тем абитуриентам, которые хотят учиться на бюджетной основе и в последующем работать по специальности, получение такого направления является заветной мечтой, путевкой в будущее, дорогой к карьерным перспективам.

    Кто вправе выдавать целевое направление, как поступающий в ВУЗ его может получить, какими могут быть основания для отказа в выдаче – все эти вопросы рассмотрим в данной статье.

    Учиться с гарантией трудоустройства

    Схема целевого обучения знакома в России уже давно. Ранее, в советское время, все ВУЗы распределяли выпускников по разным регионам страны, где новоиспеченный специалист должен был начинать свою карьеру. В настоящее время обязательного распределения нет, но государство остается заинтересованным в том, чтобы нехватка кадров восполнялась в стране равномерно.

    На фоне сотен тысяч дипломированных юристов, экономистов и менеджеров многим абитуриентам кажутся не совсем престижными такие профессии, как ветеринар, эколог, историк – проблема трудоустройства по специальности остается довольно острой. Многие имеют призвание, но из-за низких зарплат не становятся педагогами, медиками.

    Обучение по целевым направлениям в определенной степени решает проблему кадров: суть его в том, что за студента оплачивает обучение государство или частное предприятие. После окончания обучения молодой специалист обязан трудоустроиться в ту организацию, откуда он получил рекомендацию и в течение 3-5 лет в ней работать.

    Если выпускник откажется «отрабатывать», он должен будет вернуть всю сумму, потраченную на его профессиональное обучение.

    Получение образования таким способом можно назвать льготным, поскольку поступить на желаемый факультет легче – проходной балл по результатам ЕГЭ ниже. В редких случаях (если речь идет о популярной специальности) требования к конкурсантам могут быть достаточно жесткими. Одно направление выдается только одному конкретному человеку, передавать его другому абитуриенту нельзя, использовать для поступления в несколько ВУЗов запрещено.

    Целевой прием подразумевает обучение на основании договоров, составленных между представителем высшего учебного заведения и:

    • федеральным государственным органом (к примеру, Генеральной прокуратурой РФ, Главным Управлением Следственного Комитета РФ);
    • органом государственной власти субъекта РФ (например, с муниципальным органом субъекта РФ о выделении целевых мест для обучения в медицинских университетах);
    • государственным муниципальным учреждением (направление от школы, гимназии в педагогические университеты);
    • госкомпанией или предприятием, где в уставном капитале есть доля государственных средств (Роснефть, Газпром);
    • коммерческим предприятием, которое располагает средствами оплатить образование своих будущих кадров.

    В основном, направления получают от государства: это могут быть правоохранительные органы (прокуратура), медицинские учреждения, учебные заведения, которые рассчитывают на интерес к ним молодых преподавателей-выпускников и др. Крупные предприятия также могут оплачивать обучение студентов. Порядок получения возможности обучаться за счет государственной или иной организации в каждом конкретном случае разный, поскольку общие положения корректируются с учетом профиля выбранной специальности и правил учебного заведения.

    Кстати, законодательство об образовании допускает целевой прием на обучение и тех, кто закончил школу не в текущем году, а ранее. Для таких граждан в дополнение к списку необходимых документов нужно представить данные о работе или учебе за период с момента получения среднего образования до поступления.

    Институт прокуратуры

    В последние двадцать лет прокуратура активно использует набор кадров посредством целевого направления. Пополнить ряды прокурорских работников не так просто – нужно пройти ряд специальных испытаний и соответствовать определенным требованиям, которые предъявляются к госслужащим. Кроме того, работа в правоохранительных органах предполагает стрессоустойчивость, преданность своему делу, высокие моральные принципы и отличные знания русского языка, истории и т.д. Если вы соответствуете перечисленным критериям, можно получить направление на обучение в ВУЗ от прокуратуры.

    Для этого нужно обратиться в прокуратуру области или специализированное ведомство (транспортную, природоохранную) и в срок, указанный на официальном сайте (обычно до 20 июня 2016 года, в котором планируется поступить в институт), подать заявление о выдаче направления.

    С заявлением необходимо представить следующие документы:

    • аттестат (если он еще не получен, то выписку об успеваемости за первое полугодие);
    • свое согласие на работу в органах прокуратуры;
    • автобиографию, личный листок по учету кадров;
    • копию паспорта (копируются все заполненные страницы);
    • характеристику со школы или лицея;
    • копию военного билета;
    • медсправку (форма 086).

    Дополнительно необходимо пройти психологическую диагностику (тестирование) на предмет годности к профессии.

    После рассмотрения документы направляются в Главное управление Генеральной Прокуратуры РФ, где определяют количество выделяемых для учебы мест.

    Если мест достаточно, письменное направление выдается в отделе кадров региональной прокуратуры.

    Отказом для выдачи могут стать различные обстоятельства. Так, наличие судимости у кандидата, а также у близких родственников не позволит стать сотрудником этого ведомства. Кроме того, психологические особенности характера, выявленные в ходе тестирования, также могут стать препятствием для трудоустройства.

    В ходе решения вопроса о целевом приеме будет принято во внимание состояние здоровья будущего прокурорского работника – есть список, в котором указаны виды болезней, исключающих возможность трудоустройства в государственные органы (например, тяжелые заболевания нервной системы, инвалидность по зрению, онкозаболевания и т.д.).

    Если вы прошли тесты и со здоровьем у вас все в порядке, вам выдадут направление, обучение по которому происходит только на факультете «Институт Прокуратуры» в очной форме. Этот факультет имеется не во всех учебных заведениях юридического уклона. Таких ВУЗОв в стране несколько - в Саратове, в Екатеринбурге, Москве, Санкт-Петербурге. Практика показывает, что направление дается в ближайший по расположению ВУЗ, а также в его филиалы, которые есть во многих городах.

    Даже при наличии на руках заветного документа о бюджетном обучении, отличные знания при поступлении никто не отменял:

    • ЕГЭ должно быть с высокими показателями по истории, русскому языку и литературе.
    • Средний балл зачисления несколько ниже, чем для поступающих в обычном порядке, но его тоже необходимо преодолеть. В противном случае о зачислении не может быть и речи, даже если вы «целевик». Обычно средний балл по трем дисциплинам для поступающих на целевой основе равен 230.
    • Если несколько абитуриентов набрали одинаковое количество баллов, то вопрос о зачислении решается на основании дополнительных сведений:
      • наличии золотой (серебряной) медали,
      • почетных грамот,
      • побед в олимпиадах и т.д.

    После окончания обучения выпускник, согласно договору, один из экземпляров которого хранится в отделе кадров, обязан трудоустроиться в ту прокуратуру, откуда был направлен. В некоторых случаях по согласованию с работодателем (в лице Генеральной прокуратуры РФ) можно остаться работать в другом регионе. Если сложилось так, что по каким-то причинам выпускник не может стать работником прокуратуры или работал на должности менее пяти лет, с него взыскивается стоимость обучения в полном объеме.

    Медицинские ВУЗы

    Целевая подготовка будущих медиков регламентируется принятыми постановлениями федерального уровня: в квалифицированных кадрах медицинской области государство особенно заинтересовано, ежегодно на это тратятся крупные суммы из бюджета страны.

    Для выдачи целевых направлений в медицинский ВУЗ необходимо принятие решения специальной комиссией муниципального органа региона. Проводится тщательный мониторинг рынка труда, делаются выводы о нехватке специалистов определенной категории в численном выражении.

    Абитуриент, желающий получить целевое направление на учебу по медицинской специальности, должен представить муниципальному органу аттестат о законченном среднем образовании, а также набрать необходимое количество «проходных» баллов. Кроме того, по целевой подготовке можно пройти обучение только тем, кто получает высшее бесплатное образование впервые.

    Важно знать период, когда принимаются заявки на получение направления – если пропустить срок, новая возможность представится только на следующий год. Информацию такого рода можно получить на сайте муниципалитета или непосредственно в медицинском ВУЗЕ. Так, в 2016 году заявку можно было подавать уже в марте, последний возможный срок подачи приходился на 10 июня.

    В учебном заведении можно узнать, какие документы нужно представить, чтобы обращение приняли к рассмотрению. В основном, это:

    • заявление о выдаче целевого направления – составляется по утвержденной форме, бланк можно получить в Министерстве образования, муниципалитете или ВУЗе;
    • ксерокопия общегражданского паспорта (листы с ФИО поступающего и регистрацией);
    • всевозможные грамоты, документы, подтверждающие участие в олимпиадах, конкурсах и т.д.

    После получения заявок формируется список, из которых выбираются лучшие ученики по результатам ЕГЭ, они и будут зачислены на первый курс.

    Стать педагогом по направлению

    Как получить целевое направление в педагогический ВУЗ? Непосредственно в университете можно узнать список тех школ и лицеев, с которыми заключены договора. После чего с директором выбранной школы нужно пройти собеседование, довести до его сведения желание работать именно в этом заведении. Если ваша кандидатура будет одобрена, вы без труда получите направление.

    Институты и университеты педагогического профиля довольно охотно принимают на обучение тех, кто потом будет гарантировано принят на работу в школы – ведь таким образом решается проблема нехватки учителей. Особенно лояльно относятся к тем, кто желает работать педагогом в отдаленных районах, деревнях, поселках. Таких желающих немного, поэтому пройти конкурс для них не составляет труда.

    В некоторых ВУЗах Москвы специально создаются места для целевого набора только выпускников столицы.

    Например , в Московском Педагогическом Университете выделяются свыше 100 мест для окончивших школы города Москвы и Московской области. В этом заведении уже давно практикуется обучение по направлению от окружных управлений образования Москвы, при этом абитуриент может участвовать одновременно и в общем конкурсе. После выпуска молодой педагог будет работать в одной из школ округа, от которого он получил льготную возможность бесплатного образования.

    Как найти работодателя

    Обратитесь в ВУЗ

    Чтобы найти ту компанию, которая оплатит вашу учебу, нужно обратиться непосредственно в ВУЗ, поскольку там могут быть списки тех предприятий, с которыми имеются договорные отношения по целевому набору учащихся.

    • К примеру, «целевиком» по обучению в Московском университете путей сообщения можно стать через ОАО «РЖД», «Московский Метрополитен».
    • В РУДН ежегодно создаются места для обучения будущих сотрудников «Мосэнерго», «Гидроспецпроект».
    Обратитесь в Министерство образования

    Можно также обратиться через руководство школы или самому в муниципалитет региона, где узнать, от каких работодателей поступали заявки на заключение целевого договора. Такую информацию могут сообщить и в Министерстве образования области, а также непосредственно в выбранном университете. Заниматься решением данного вопроса нужно с зимы, накануне года поступления.

    Также можно найти компанию самому – не секрет, что крупные предприятия также остро нуждаются специалистах, которым готовы оплатить учебу.

    Что делать, когда найден работодатель

    Если на ваше заявление откликнулись и вопрос решился положительно, то в приемную комиссию выбранного учебного заведения необходимо будет принести трехсторонний договор, в котором буду указаны данные вашего будущего работодателя и количество лет, в течение которые вы будете обязаны отработать. Внимательное прочтение договора поможет избежать неприятных сюрпризов в виде жестких условий оплаты или отработки (например, встречались случаи, где в договоре о целевом направлении от предприятия значились и 10, и 12 лет обязательной работы).

    Кроме того, следует тщательно изучить пункты договора о правах абитуриента:

    • будет ли ему оказана социальная поддержка (стипендия, медицинское обслуживание),
    • как предлагается решить вопрос о предоставлении жилья (будет ли предоставлено общежитие).
    • Обратите внимание и на дату явки после окончания ВУЗа – на практике встречались случаи, когда в назначенную дату выпускник по забывчивости не явился в организацию для трудоустройства, что впоследствии стало причиной для судебного спора о взыскании расходов на его образование.

    В договоре должны быть указаны и уважительные причины невыполнения выпускником обязательства о трудоустройстве: его инвалидность или инвалидность близких (одного из родителей, супруга, ребенка), особые обстоятельства (ликвидация, банкротство предприятия и т.д.).

    Для тех, кто учился в вузах до 1990-х годов, слово «целевик» не вызывало недоумения и вопросов. До распада СССР под «целевиками» понимались абитуриенты, которых хозяйства, колхозы, совхозы и другие предприятия промышленного комплекса направляют учиться в высшие учебные заведения. При этом предприятие полностью оплачивает обучение направленного абитуриента, а он, в свою очередь, имеет льготы при поступлении (главное не провалить экзамен и не получить 2 балла), занимает бюджетное место в вузе и учится, как обычный бюджетник, получая стипендию, если он ее заслуживает. А уже после окончания учебного заведения «целевик» был обязан отработать (минимум в течение 3 лет) по полученной профессии на предприятии, которое отправляло его учиться.

    Сегодня понятие «целевик» осталось, однако, как выясняется на деле, реальный смысл этого слова радикально изменился. В настоящее время до 100% всех «целевиков» - это, простите за прямоту, дети состоятельных родителей, способных внести немалую сумму денег, для того чтобы их ребенок поступил в вуз на бюджетное место как «целевик».

    Сейчас чтобыпоступить в вуз как «целевик» совсем не обязательно иметь направление от какого-либо государственного предприятия. Теперь вы абсолютно законно оказываете, так называемую, «спонсорскую помощь» вузу (еще 5 лет назад это называлось взяткой), и от вашего ребенка требуется сдать вступительные экзамены хотя бы на «3» (при пересчете из баллов ЕГЭ). Размер этой «спонсорской помощи» колеблется в широких пределах от 50 000 до 200 000 рублей в зависимости от престижности вуза и конкурса на факультет.

    Однако на этом вся беда с нынешними «целевыми» абитуриентами не заканчивается. По статистике, примерно половина (48,7%) от числа всех «целевиков» оказываются отчисленными в течение первого года обучения за академические задолженности. Сегодняшние «целевики», с горем пополам сдавшие на 40-50 баллов ЕГЭ, просто не могут учиться в вузе, куда их направило «предприятие» в лице родителей или других родственников.


    Но и это еще не всё. Мы проанализировали поступление абитуриентов в некоторые вузы Москвы (ММА им. Сеченова, РГМУ им. Пирогова, МГМСУ и др.) и увидели следующую, шокирующую даже нас - педагогов, давно понимающих неутешительную тенденцию деградации нашего образования, - картину. Если во времена советского периода число «целевиков» в вузе было строго ограничено и не должно было превышать 15% от общего числа бюджетных мест, то теперь эта цифра никак не фиксируется и может достигать 45%! И это реальные цифры, полученные на основании анализа приказов о зачислении в государственные вузы Москвы. А теперь прибавьте к этим «целевикам» лиц, окончивших средние специальные профильные образовательные учреждения (училища), инвалидов и других законных льготников...

    Вот и получается, что на 235 бюджетных мест в одном из московских вузов (специально не привожу его название, т.к. такая картина прослеживается фактически везде), 80 бюджетных мест (34%) заняли «целевики», 115 мест (49%) - абитуриенты, окончившие училища, 25 мест (10,6%) - за истинными льготниками (инвалиды, дети-сироты и т.п.). А теперь потрудитесь посчитать, сколько бюджетных мест осталось для вас - ученики-выпускники 11-х классов школ.


    Да, совершенно верно, всего 15 мест! 15 бюджетных мест (6%) из 235 заявленных вузом. А ведь таких выпускников, которые сразу после школы поступают в высшее учебное заведение подавляющее большинство - в среднем 87%. И на эти 87% выпускников остается только 6% бюджетных мест в институтах. Как вы думаете, велики ваши шансы на «честное» поступление?

    Всё, о чем я успел кратко рассказать, к сожалению, происходит в данный момент, и, как показывает тенденция, завтра эта картина изменится только в худшую сторону. Только задумайтесь на минуту: поступившие таким образом студенты всё-таки оканчивают вуз, и оканчивают его не всегда благодаря знаниям, которыми они обладают; они получают диплом государственного образца и становятся «специалистами». Я искренне никому бы не пожелал попасть когда-либо на прием к таким «специалистам». А мы всё ломаем голову, почему же так стремительно разваливаются все отрасли отечественной промышленности, люди погибают от лечения и умирают не от голода, а от пищи, которую покупают в магазинах. Само по себе ничего никогда не разваливается! Гораздо разумнее предположить, что кто-то разваливает. Но это предмет отдельного разговора...

    В заключение, я хочу описать недавний случай, произошедший с одной моей ученицей как раз в приемную кампанию 2010 года. Девочка занималась в нашем центре в течение 2 лет. Благодаря её стараниям и стараниям наших педагогов, учась уже в 11 классе, она участвовала во всероссийской олимпиаде по химии, где оказалась в числе призеров, заняв 3 место. 3 место на всероссийской олимпиаде - это очень хорошая льгота при поступлении: 100 баллов по химии автоматом и право первой очереди при зачислении (закон РФ «Об образовании» №3266-1 от 10.07.1992, Приказ Минобрнауки от 2 декабря 2009 №695 «Об утверждении Положения о Всероссийской олимпиаде школьников»). Однако, подав документы в РГМУ им. Пирогова, в первом потоке она зачислена не была, так как в этом потоке зачисляли на бюджетные места наших дорогих «целевиков». На вопрос зачислят ли её - призера всероссийской олимпиады по химии , обладающую законной льготой, она получила ответ: «Если останутся вакантные бюджетные места...». А от чего зависит: останутся места или нет? Ответ напрашивается сам собой: от того сколько будет в этом году «целевиков»! Девочка всё же поступила, правда в другой институт - ММА им. Сеченова, но этот вопиющий случай лишний раз подтверждает тот факт, что количество целевых абитуриентов никак не регламентируется и не ограничивается и зависит только лишь от их наплыва. Всё это ведет к тому, что в следующем году, возможно, за право учиться на бюджетной основе в российских вузах будут бороться не простые школьники-выпускники, а те, кто несет гордое название «целевик». А результат зачисления, по-видимому, будет зависеть не от набранных на экзамене баллов, а от величины «спонсорской помощи»...

    Рогожин В.Н.

    Один из вариантов поступления в вуз – это поступление в рамках целевого приема . Этот термин известен практически всем абитуриентам, но вот подробную информацию о нем найти не так легко.В этой статье мы расскажем обо всех особенностях целевого приема.Что такое целевой прием? Грубо говоря, это поступление по направлению от какой-либо организации.Целевой набор подразумевает, что абитуриент поступает в учебное заведение на особых основаниях. В приемную комиссию предоставляются не только результаты ЕГЭ, но и целевое направление от организации или предприятия, которые будут оплачивать обучение.В случае успешного прохождения конкурса абитуриент зачисляется на выбранную им специальность, обучается там, а после окончания вуза идет работать в то место, откуда его направили.Какие есть виды целевого набора? Существует два варианта целевого набора. Один из них осуществляется по договорам, заключенным с органами исполнительной власти.Другой – по договорам с предприятиями и организациями, а также в рамках госпрограмм связанных с развитием оборонно-промышленного комплекса. И хотя второй вариант формально не считается целевым, он, тем не менее, к нему приравнивается и получил широкое распространение.Кто устанавливает количество мест в вузе для целевого приема? Обычно количество мест устанавливает сам вуз по договоренности с предприятиями.Минобрнауки «отводит» на целевой набор не более 20% от общего числа бюджетных мест вуза.Есть ли конкурс среди целевиков? Как проходит зачисление? Механизм такой: сначала в вуз с официальным предложением-просьбой выделить места по целевому набору обращается, допустим, администрация области. Это обращение рассматривает Ученый совет вуза. Если он соглашается принять абитуриентов, то заключается договор, в котором указано количество мест целевого набора на группу специальностей.К началу приемной кампании организация должна прислать в вуз список претендентов на целевой набор. Причем их должно быть больше, чем число бюджетных мест, чтобы среди них можно было организовать отдельный конкурс. Согласно правилам приема, он должен составлять не менее чем 1,2 человека на место. Норма, конечно, смешная, потому что по результатам ЕГЭ сейчас легко понять, кто проходит по этому конкурсу. По сути, организация может заранее сформировать список тех, кто будет зачислен в вуз.На популярные специальности конкурс может достигать 10-15 человек на место.Кто оплачивает обучение? Под целевой набор выделяют бюджетные места. Однако есть и другая форма, когда организация направляет человека на обучение на коммерческой основе. В таком случае абитуриенту необходимо набрать достаточное количество баллов, чтобы его зачислили на платное отделение, после чего составляется тройственный договор – между абитуриентом и его родителями, вузом и организацией, оплачивающей обучение.После окончания вуза обязаны ли выпускники работать в организации, направившей их на обучение? Целевик обязан отработать в организации, которая его направила на учебу, не менее трех лет. При несоблюдении указанной нормы, работодатель вправе обратиться в суд и взыскать с нарушителя расходы по обучению.Когда нужно подавать заявление на целевой набор? Договоры между вузами и заказчиками (предприятиями, организациям) заключаются, как правило, в апреле – мае. К этому времени уже должны быть утверждены все вопросы финансирования, списки претендентов и количество выделенных мест для обучения. Хотя в некоторых случаях подать заявление можно и позже.Есть ли у целевиков какие-либо преимущества? Иногда – да. Например, первоочередное заселение в общежитие или дополнительное стипендиальное обеспечение за счет будущих работодателей.

    Комментарий изнутри: Рассказывает Кирилл Мошков, абитуриент Уральского Федерального Университета.Я поступаю в УрФУ по целевому направлению я пошел от ПАО "МЗиК" (машиностроительный завод имени Калинина). Моя будущая специальность - Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств.Как я попал на целевое? Меня нашёл представить этого предприятия в социальной сети и предложил поступить на целевой приём от завода.Дальше я подал заявление в отдел кадров, там же прошёл психологическое тестирование, состоящее из нескольких этапов.В апреле, после того, как я узнал о результатах пробного ЕГЭ (по физике, профильной математике, русскому языку), я позвонил в отдел кадров и узнал о своих шансах на поступление.Изначально я не ставил в приоритет для поступления ту специальность, которую я выбрал (конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств). Но после того, как я побывал на собрании на предприятии для абитуриентов и их родителей, я понял, что именно это направление будет больше востребовано в будущем – на этом заводе и в целом по стране.Позже я узнал, что есть возможность подписать контракт по этому направлению, что в результате я и сделал. Возможность подписать контракт появилась до прихода результатов экзаменов, т.к. у меня имелись личные достижения - отличный аттестат (золотая медаль). На предприятии люди, имеющие выдающиеся способности, находятся в приоритете. Свою роль сыграл и небольшой конкурс на данное направление, но это не умаляет его престижность.Я заключил договор в июне 2015 года в отделе кадров завода. Сначала мне отправили по электронной почте бланк трехстороннего договора (между заводом, мной и моими родителями), я его заполнил и позже все стороны подписали оригиналы.У завода, насколько я знаю, существует отдельная договоренность с вузом о предоставлении целевых мест по выделенным квотам от государства (т.е. за обучение платит не завод, а государство).На каждое направление в вузах, с которыми сотрудничает завод, был свой конкурс , сроки конкурса также отличались.Набор на мое направление и некоторые других специальности закрыли ещё в начале июня, по некоторым (например, Электроэнергетика и электротехника, Радиотехника) он будет идти до 10 июля, вплоть до окончания целевого набора.Конкурс на электроэнергетику и электротехнику был 17 человек на место (всего 2 места), конкурс на радиотехнику – больше 2 человек на место, плюс условие - не менее 70 баллов на ЕГЭ по физике.Также был большой конкурс (более 2 человек на место) в УрФУ на направления "Автоматизация технологических процессов и производств", "Машиностроение".На моё направление был конкурс 1-2 человека на место , практически 1 к 1. В вузы, расположенные в других городах (Москва, Санкт-Петербург, Уфа, Челябинск, Казань) не было большого конкурса, кроме Санкт-Петербургского "Военмеха", там был большой конкурс на некоторые специальности.В некоторых вузах проводится дополнительный конкурс среди целевиков внутри вуза, например, в Бауманке. Всего от завода в этом году было выделено 81 целевое место.После окончания учебы в вузе я отработаю на предприятии 3 года. От завода со второго курса может начать выплачиваться дополнительная стипендия (5-9 тысяч рублей – в зависимости от успеваемости), при этом стипендия от вуза сохраняется, практика также будет проходить на предприятии.Также есть возможность поступить в магистратуру и учиться там без отрыва от производства (на заводе есть своя кафедра, куда приезжают преподаватели из УрФУ, а по субботам студенты сами приезжают в университет).Плюс данного предприятия еще и в том, что можно учиться в магистратуре по другому направлению (отрасли).Пригодилась информация? Поделись с другими абитуриентами!

    Практика получения целевых направлений в вузы была широка распространена в советские времена. Сегодня эта традиция возрождается - в 2017 году многие абитуриенты имеют возможность стать студентами-"целевиками".

    Что такое целевое направление

    Говоря о том, как получить целевое направление в вуз, нужно сначала пояснить, что это такое. Практика его довольно проста: определившись с профессией, будущий абитуриент обращается в управление профильного предприятия или организации с письменной просьбой о заключении договора целевого обучения. По этому соглашению учреждение оплачивает обучение студента в вузе, а он после получения диплома обязан проработать в данной организации определенный срок.

    Договора между вузами и организациями о целевом обучении начинают заключать в апреле-мае, а то и ранее. Поэтому будущие "целевики" должны успеть обратиться к своему протектору в эти сроки. Важно помнить и то, что выбранное вами предприятие сотрудничает с вузом не по всему спектру специальностей, а лишь по тем, в которых оно заинтересовано.

    Стоит предупредить читателей, что получение целевого направления не является гарантией того, что абитуриенту предоставят бюджетное место в вузе. Если желающих-"целевиков" много, то вуз выбирает самых достойных - по баллам ЕГЭ, личным достижениям; ведь наибольшее число таких студентов не должно быть больше 15% от поступивших. Исключением являются вузы, чей учредитель - профильное министерство или ведомство, а не Минобрнауки.

    Целевое обучение, таким образом, выгодно всем трем сторонам. Вуз получает гарантированное заполнение бюджетных мест, предприятие - специально "заточенного" под него специалиста, студент - более лояльный конкурс при зачислении, уверенность в трудоустройстве и ряд преимуществ перед другими абитуриентами.

    Преимущества

    Будущие студенты неспроста обеспокоены тем, как получить целевое направление в вуз. Ведь, обучаясь по нему, они получают ряд весомых преимуществ:

    1. Гарантированное трудоустройство.
    2. Отдельный конкурс, проводимый исключительно для целевиков, - считается, что он немного лояльнее, чем для прочих абитуриентов. Также он проходит намного быстрее - списки зачисленных уже можно увидеть 30 июля.
    3. Стоимость обучения полностью оплачивается из федерального бюджета или организацией-протектором.
    4. Возможность поступления в аспирантуру.
    5. Место прохождения практики - будущее место работы.
    6. Гибкий график совмещения обучения и трудовой деятельности (после третьего курса).

    Минусы обучения по целевому направлению

    Перед тем как получить целевое направление в вуз, абитуриент должен внимательно изучить все условия договора, который ему предстоит заключить с предприятием. Самым существенным минусом этого документа является то, что "целевик" лишается права выбора места работы: после окончания вуза он обязан проработать в организации-протекторе определенное время (обычно это 3 - 5 лет).

    Если планы молодого человека поменялись, то ему придется возместить предприятию или госказне всю стоимость обучения. В противном случае она может быть взыскана с него судом. Так как в 17-18 лет порой бывает трудно определить то, чем хочется заниматься всю жизнь, вариант разочарования в целевом направлении весьма вероятен.

    Еще одна особенность заключается в том, что "целевик" должен учиться хорошо и даже отлично. Если за ним будут наблюдаться прогулы, незачеты, низкие экзаменационные баллы, то организация-протектор может в одностороннем порядке расторгнуть с ним договор. Стоит помнить и о том, что использовать свое целевое направление вы можете только при поступлении в один вуз и на одну специальность. В других университетах и на других направлениях вы участвуете в общем конкурсе.

    Как получить целевое направление в вуз

    Сегодня возможно два варианта получения целевого направления:

    • через городскую администрацию;
    • через определенное предприятие, организацию.

    Делается это по следующей схеме:

    1. Выбор предприятия-протектора. Если на нем трудятся родители или родственники абитуриента, то это большой плюс. Далее следует написать на имя директора официальное заявление с объяснением своей просьбы в свободной форме, от руки.
    2. Если абитуриент не определился с протектором, то выход - обратиться в городскую администрацию, которая должна предоставить список организаций, выписывающих целевые направления. Но в этом случае кроме заявления нужно предоставить и характеристику со школы.
    3. Заключение договора со своим протектором (за несовершеннолетних его подписывает родитель).
    4. С полученным целевым направлением во время приемной кампании следует обратиться в интересующий вуз.
    5. Последний этап - пройти конкурс среди целевиков по баллам ЕГЭ и ждать успешного зачисления в ряды студентов.

    Целевые направления в медицине

    Целевые направления в медицинские вузы формируются, исходя из Государственного плана подготовки медицинских кадров, т.к. Минздрав заинтересован в том, чтобы будущие медики трудились в государственных медучреждениях, а не уходили в частную практику. Здесь стать студентом-целевиком может абитуриент:

    • имеющий среднее образование;
    • впервые подающий документы на бесплатное обучение в вузе;
    • имеющий наибольшее число проходных баллов ЕГЭ среди других целевиков.

    Московские вузы и целевое направление

    В 2017 году целевые направления в вузы Москвы остаются актуальными. Чтобы участвовать в особом конкурсе для "целевиков" в вузах этого города, необходимо:

    1. Заполнить анкету кандидата-целевика.
    2. Предоставить школьную характеристику, результаты ЕГЭ.
    3. Посетить все конференции вуза для "целевиков".
    4. Пройти собеседование.

    Что касается медвузов, то в 2017 году открыт конкурс на 8 целевых мест (5 - стоматология, 3 - лечебное дело). В Санкт-Петербурге в этом году ждут 6 медиков-"целевиков", в Новосибирске - 20, в Красноярске - 22, а в Иркутске - 47.

    Таким образом, получить целевое направление в вуз - не такая сложная задача для абитуриента. Однако перед этим шагом следует тщательно взвесить все "за" и "против", ведь договор с предприятием-протектором - соглашение долгосрочное.