• Был спущен на воду в. История крейсера "Варяг". Справка. картины с крейсером «Варяг»

    Мало кто в нашей стране не слышал о подвиге крейсера «Варяг». Однако, несмотря на огромное количество материала, посвященного данной тематике, многие нюансы из жизни корабля остаются в тени. Эта статья не притязает на полноту или беспристрастность, поскольку история по определению не может быть беспристрастной, но позволяет узнать кое-что новое о судьбе знаменитого крейсера − символа героизма и доблести Военно-морского флота России.

    «Варяг» был построен в Филадельфии и спущен на воду 113 лет назад 1 ноября 1899 года. По мнению многих зарубежных газет, крейсер отличался большой скоростью и вполне мог претендовать на первое место среди кораблей своего класса. Тем не менее, с самого первого дня существования «Варяг» показал себя не с лучшей стороны, многие системы и механизмы постоянно отказывали, ломались, выходили из строя. Строптивый характер крейсера постоянно требовал к себе внимания и «воспитывал» экипаж бесконечными неполадками. «Варяг» был первым кораблем, выстроенным по новому судостроительному регламенту, но это лишь отчасти могло объяснить его бесчисленные конструктивные недостатки. Больше всего неприятностей экипажу доставляли паровые котлы Никлосса, которые оказались не только капризными в работе, но и опасными, постоянно обжигающие матросов перегретым паром.

    Из заключения отечественной комиссии опытных специалистов, осматривавших «Варяг»: «…котлы Никлосса очень любопытны, но кажутся таковыми только в идее, на практике же, кроме ряда неисправностей и затруднений, они ничего не дадут».

    Помимо этого были ошибки в самом проекте. Не хватало места для пресной воды, угля, минного арсенала, якорей, запчастей. Тесными и неудобными были офицерские каюты. Но самая крупная оплошность разработчиков состояла в том, что крейсер не имел требуемой остойчивости. Чтобы исправить дефект пришлось добавить в трюм чугунные чушки общим весом в 200 тонн. А это привело к снижению скорости и перерасходу угля.

    3 мая 1901 года «Варяг» завершил переход через Атлантику, бросив якорь на Кронштадтском рейде. После череды ремонтов в августе того же года крейсер снова отправился в море. В Данциге на борту корабля побывали сразу два императора: Николай II и Вильгельм II. В конце сентября находившийся в Средиземном море «Варяг» получил секретный приказ проследовать на Дальний Восток с посещением Персидского залива для демонстрации морским державам (в первую очередь Великобритании) возможностей отечественного флота. С этой же целью корабль побывал и в порту Нагасаки. Помимо этого, вследствие многочисленных поломок и отказов в работе совершенно разных систем нового корабля, наши моряки были вынуждены сделать остановки в Коломбо, в Карачи и в ряде других портов. Наконец в феврале 1902 года «Варяг» оказался в Порт-Артуре. В октябре, окончив очередной ремонт, крейсер впервые побывал в Чемульпо, но новый 1903 год вновь провел в бесконечных устранениях неисправностей. Кроме этого, из-за возросшей вероятности войны с Японией, в эскадре постоянно проводились различные учения. Распорядок жизни на судах достиг невиданного ранее уровня напряженности, например, к починке личных вещей приступали по особому сигналу с флагмана. В апреле «Варяг» в учебном походе выполнял свое основное предназначение − быстроходного крейсера-разведчика при эскадре, хотя быстрым ходом он уже не отличался. Начало Русско-Японской войны застало наш крейсер и канонерку «Кореец» на рейде Чемульпо. Прочие стоящие по соседству военные корабли принадлежали Англии, Франции, Германии и США. 26 января на рейде появились корабли японской эскадры. Наши суда оказались заперты в ловушке. Помощи в те дни ждать было неоткуда.

    Утром 27 января 1904 года капитан крейсера «Варяг» Руднев сказал команде: «Никакого разговора о сдаче крейсера быть не может. Мы не сдадим им корабль, ни сдадимся сами и будем бороться до последней возможности».

    По старой традиции все моряки переоделись в чистую форму, отчетливо понимая, что вряд ли удастся остаться в живых. Подняв якоря, «Варяг» и «Кореец» двинулись навстречу неминуемой смерти. Кораблям союзников просигналили: «Не поминайте нас лихом!». Экипажи иностранных держав, выстроившись на палубах, отдавали честь, а духовые оркестры исполняли свои гимны, а также в знак особого уважения гимн Российской империи.

    Японская эскадра, состоящая из шести крейсеров и восьми миноносцев, ожидала русских в десяти милях от Чемульпо. Большинство кораблей были более новыми, технически более совершенными и мощными в плане вооружения. А два броненосных крейсера и вовсе на голову превосходили бронепалубный «Варяг». Японские снаряды на основе шимозы были мощнее наших, пироксилиновых. Артиллерийские орудия русских кораблей (в отличие от орудий японцев) не располагали оптическими прицелами и наводились как в старые времена на «глазок». А о преимуществе японцев в огневой мощи и говорить не стоило. Мужественный «Варяг» принимал бой с японской эскадрой, не имея ни малейшего шанса на победу. Эскадрой, которая будет расстреливать его хладнокровно и безжалостно. Но недаром одно славное изречение звучит: «Много врагов − много чести!» В тот день японцы оказали нашим морякам исключительную честь.

    Около полудня первые выстрелы с самого грозного корабля противника «Асамы» обозначили слабые места «Варяга»: отсутствие простых орудийных щитов и броневых башен, что привело к большим потерям в личном составе расчетов. После двадцати минут ураганного огня почти все орудия правого борта, которым «Варяг» был обращен к неприятелю, оказались уничтожены или повреждены, на корабле начались пожары. Под непрекращающимся обстрелом с помощью прикрывающего его «Корейца» «Варяг» поворачивается к японцам другим бортом. Его ответные выстрелы находят цели, один миноносец идет ко дну, на другом крейсере начинаются пожары. Внезапно «Варяг» садится на мель, являя собой отличную мишень. Японская эскадра начинает быстро сближаться. Но случается чудо, ряд крупнокалиберных попаданий в левый борт сталкивает корабль с мели. Получив дыру ниже ватерлинии, крейсер кренится на левый борт, команда безуспешно пытается откачать воду, а огненный смерч продолжает гулять по всему кораблю. Вскоре оказывается разрушенным рулевое управление, капитан Руднев чудом выживает в результате взрыва снаряда в боевой рубке. Но русские моряки выказывают чудеса храбрости, дисциплинированности и умения, неосторожно приблизившийся крейсер «Асама» получает ряд прямых попаданий. От греха подальше, японцы решают вывести его боя. Под прикрытием «Корейца» непобежденный крейсер возвращается на рейд Чемульпо.

    «…Я никогда не забуду этого удивительного зрелища, − вспоминал позже капитан французского корабля, − вся палуба была залита кровью, повсюду лежали трупы и остатки тел. Ничто не осталось целым, все было приведено в негодность, разбито, изрешечено. Из многих отверстий шел дым, а наклон на левый борт все возрастал».

    В результате длившегося около часа сражения «Варяг» утопил один миноносец и повредил четыре крейсера, по разным оценкам японцы потеряли около тридцати человек убитыми и двухсот ранеными. «Варягу» досталось сильнее, он лишился почти всех орудий. 31 моряк был убит, 91 тяжело ранен и около ста получили лёгкие ранения. В данной ситуации раненый Руднев в согласии с мнением военного совета принял решение уничтожить суда, а команды расположить на кораблях союзников. В 18 часов 10 минут «Кореец» был взорван, а «Варяг» затоплен. Русских моряков разместили на французских, английских и итальянских кораблях. Военные медики союзников оказали всю необходимую помощь раненым. И только американцы не приняли на борт ни одного нашего моряка, объясняя это отсутствием разрешения из столицы.

    Одна из французских газет позже писала: «Американский флот, наверное, еще очень молод, чтобы заиметь те высокие традиции, которыми располагают флота других наций».
    Отечественная газета «Русь» ответила им так: «Молодость вряд ли играет значительную роль, когда дело касается основной нравственной порядочности...».

    Вернувшихся на родину героев повсюду ждали радушные встречи. Из европейских стран шли поздравительные письма и телеграммы. Отличившимся в Чемульпо морякам вручили Георгиевские кресты, а капитан первого ранга В.Ф. Руднев был удостоен ордена Святого Георгия четвертой степени. Помимо этого он был возведен в звание флигель-адъютанта, получив место в свите русского императора. Такой же орден получили Г.П. Беляев (капитан «Корейца») и каждый офицер с «Варяга». Позже Руднев был поставлен командиром нового броненосца «Андрей Первозванный», но в октябре 1905 года за сочувствие к революционно настроенным матросам и беспорядки, происходившие в команде корабля, впал в немилость. Ему уволили со службы и отправили на пенсию в небольшое родовое имение в Тульской губернии. В 1913 году в возрасте 58 лет после продолжительной болезни Всеволод Федорович скончался...

    Однако история славного крейсера на этом не заканчивается. В 1904 году японцы приняли решение поднять «Варяг» со дна. Вопреки расчетам работы заняли больше года, обойдясь казне Японии в миллион иен, и закончились только в октябре 1905. Корабль отремонтировали и поставили в строй. «Варяг» получил новое имя – «Сойя». Любопытен тот факт, что на корме японцы сохранили первоначальное название гордого крейсера. Неординарное решение, нарушавшее традиции любой морской державы, было закреплено указом самого императора Муцухито. И это лучше всего характеризует то, как высоко ценила страна Восходящего солнца доблесть российских моряков. Проявленное бесстрашие и презрение к смерти полностью соответствовало духу самураев и кодексу чести Бусидо. А то, что русские являлись их врагами, мало что меняло. Таких противников японцы умели уважать и восхищались их мужеством. Крейсер «Сойя» использовался как наглядный пример для воспитания японских моряков. Каждую новую команду матросов-новобранцев или кадетов, прибывших учиться на него, выстраивали на палубе и рассказывали историю о том, как этот русский крейсер отказался сдаться, приняв бой с целой эскадрой.

    Только в 1916 году во время Первой мировой войны Япония согласилась продать «Варяг» и еще ряд, захваченных ею, русских кораблей. После уплаты четырех миллионов иен 27 марта корабль вновь освятили и подняли наши флаги, гюйсы и вымпелы. На этот раз на доблестный крейсер была отправлена команда гвардейского экипажа. Когда команда приняла «Варяг», он был в ужасном состоянии, ремонта требовали почти все системы, механизмы и устройства. И вновь по всему судну начались бесконечные работы. В середине июня крейсер «Варяг» и линкор «Чесма» вышли из Владивостока. Им предстоял долгий путь в Средиземное море через Суэцкий канал. Аварии на «Варяге» происходили одна за другой, гвардейцы постоянно работали в авральном режиме. В конце августа наши корабли появились в Адене, где были перекрашены в боевой цвет. 8 сентября суда вышли в Средиземное море, где разделились. Линкор «Чесма» отправился в Александрию, а крейсер «Варяг» в Ла-Валетту, выполняя сложные противолодочные маневры. В начале октября он уже был в Атлантике. Вблизи Ирландии крейсер попал в страшный шторм, в трюме образовалась течь, и корабль чудом не отправился на дно. Также только благодаря везению «Варягу» удается избежать немецких подводных лодок. Хотя шедший в кильватере транспорт англичан, был уничтожен немецкой торпедой. 17 ноября крейсер добирается до России и останавливается у Александровска (нынче Полярный).

    Японский крейсер «Соя» (1907-1916). В Ванкувере, 1909 год

    «Варяг» назначается флагманом судов, защищающий Кольский залив. Но поскольку он экстренно нуждается в ремонте, его было решено отправить в Англию. Одновременно предполагалось перевооружить корабль новыми орудиями. 25 февраля 1917 года «Варяг» отправился в Глазго. На борту корабля находились английские и французские офицеры, а также русские летчики, посылавшиеся на обучение к союзникам. Однако пока корабль плыл, в России произошла смена власти. Вечером 4 марта крейсер остановился в Ливерпуле, а утром экипажу объявили об отречении Николая II и основании Временного правительства. Через два дня тревожного ожидания русский консул, умолчав о мятежах в Гельсингфорсе и Кронштадте, поздравил моряков с обретенной свободой, объявив, что с этого момента к званиям младших чинов будет добавляться слово «господин».

    В самом конце марта Великобритания подсчитала время и стоимость ремонтных работ на «Варяге» – двенадцать месяцев и 300 тысяч фунтов стерлингов. Вследствие этого в конце весны почти вся команда разъехалась. Часть из них отправилась в Америку получать купленные у США корабли, остальные – домой, в Россию. На крейсере осталось около дюжины моряков для охраны. Когда новое Советское правительство огласило о выходе нашей страны из Первой мировой войны, британцы арестовали в портах все отечественные корабли. В их числе оказался и безоружный «Варяг». На корабле спустили Андреевский флаг и заменили военно-морским стягом Великобритании. В начале весны 1918 года все пленные русские моряки оказались на свободе и отправились в Мурманск на португальском пароходе. А, поскольку Советы категорически отказывались от уплаты старых долгов, то «Варяг» был списан на слом.

    Очевидно, своенравный корабль был решительно не согласен так закончить свою жизнь…. Очевидно, быть разрезанным на куски на заводе представлялось ему позорным…. Очевидно, он, столько лет, проведший в японском плену, кое-что перенял у восточной державы. В 1920 году по дороге на место разделки в заливе Ферт-оф-Клайд у берегов Шотландии легендарный «Варяг» попал в шторм и сделал себе харакири, выбросившись на скалы и вспоров днище. Попытки снять корабль к успеху не привели. Ни сразу, ни позже летом 1923 года, когда объединились сразу несколько немецких и английских компании. К осени 1924 года от корабля остался лишь перебитый надвое остов: носовая часть была заклинена скалами, а кормовая – скрылась под водой.

    Летом 2003 года российскими аквалангистами проводились специальные работы по поиску останков крейсера в Ирландском море. Группа обнаружила разрушенный корпус «Варяга» в двух милях от шотландского поселка Ленделфут на глубине восьми метров. Им также удалось поднять на поверхность отдельные фрагменты прославленного корабля. В этой подводной экспедиции активное участие принял внук В. Ф. Руднева – Никита Руднев, живущий в настоящее время во Франции. 30 июля 2006 года в ближайшем населенном пункте от места последнего пристанища «Варяга», поселке Ленделфут состоялось торжественное открытие мемориальной доски.

    13 июля 2009 года из Южной Кореи в Россию привезли ряд реликвий, связанных с подвигом наших кораблей в Чемульпо, которые 25 июля в канун Дня Военно-Морского Флота в рамках передвижной выставки «Крейсер «Варяг». Обретение реликвий» появились в Государственном Эрмитаже. А 11 ноября 2010 года в посольстве Российской Федерации в Сеуле мэр Инчхона вручил нашим послам, хранившийся в местном музее, гюйс крейсера «Варяг».

    «Варяг» является самым знаменитым военным судном в истории Российского флота. О его подвиге написано много статей и книг, сложено песен, снято фильмов. И это справедливо, ведь свою историю надо знать и бережно хранить. А еще любить Родину, не забывать героев, не пожалевших для нее ни талантов, ни сил, ни жизней. Мы, живущие сегодня, обязаны быть достойны их светлой памяти.

    Крейсер «Варяг» – легенда русского флота. Он был построен на судостроительной верфи «Уильям Крамп и сыновья» в Филадельфии (США) по заказу Российской империи и был спущен на воду со стапелей филадельфийских доков (19 октября) 1 ноября 1899 года. По техническим характеристикам «Варяг» не имел себе равных - он стал самым быстроходным крейсером российского флота, был оснащен мощным пушечным и торпедным вооружением, телефонизирован, электрифицирован, укомплектован радиостанцией и паровыми котлами новейшей модификации. В 1901 году «Варяг» вступил в строй ВМФ Российской империи и отправлен на Дальний Восток для усиления эскадры Тихого океана. Во время русско-японской войны 9 февраля 1904 года крейсер первого ранга «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» были блокированы японской эскадрой из 15 кораблей в корейском порту Чемульпо. Предложение сдаться и спустить флаги русские моряки отвергли и вступили в неравный бой, который проиграли. После боя «Кореец» был взорван, «Варяг» затоплен. В 1905 году японцы подняли «Варяг» и ввели в состав своего флота под именем «Сойя». Во время Первой мировой войны, в 1916 году, Россия выкупила «Варяг» у бывших врагов вместе с другими захваченными кораблями Первой Тихоокеанской эскадры.

    22 марта 1916 года крейсер, получивший прежнее название, был зачислен в состав флотилии Северного Ледовитого океана в качестве флагмана, и 27 марта 1916 года на нем снова был поднят Георгиевский флаг. Кораблю был необходим серьезный ремонт. В феврале 1917 года его отправили на судоверфи в Глазго. Однако после революции в России Британия конфисковала крейсер за долги царского правительства и в 1920 году продала его Германии как металлолом. Завершился путь «Варяга» в 1920 году: следуя на разборку, крейсер сел на камни и затонул у берегов Южной Шотландии, в заливе Ферт-оф-Клайд, недалеко от поселка Ленделфут. Весной 2003 года в России начались съемки двухсерийного документального телефильма «Крейсер "Варяг"», и летом того же года была организована специальная экспедиция по поиску останков «Варяга» в Ирландском море с участием российских аквалангистов. 3 июля 2003 года съемочная группа обнаружила в двух милях от Ленделфута, на глубине 6-8 метров, разрушенный взрывом корпус «Варяга». Российским аквалангистам удалось поднять на поверхность несколько фрагментов легендарного крейсера. В подводной экспедиции принял участие внук командира «Варяга» Всеволода Федоровича Руднева – Никита Руднев, специально прилетевший из Франции. 30 июля 2006 года в шотландском поселке Ленделфут, недалеко от того места, где нашел свое последнее пристанище «Варяг», состоялось открытие мемориальной доски в честь легендарного российского крейсера. 11 сентября 2007 года открыт памятник «Варягу». Монумент установлен в поселке Ленделфут – именно там, в Ирландском море, в 1920 году затонул российский крейсер.

    1 ноября исполнилось 110 лет с того дня, как на воду был спущен легендарный крейсер "Варяг".

    Крейсер "Варяг" был построен по заказу Российской империи на судостроительной верфи "Уильям Крамп и сыновья" в Филадельфии (США) . Он сошел со стапелей филадельфийских доков 1 ноября (19 октября по ст.ст.) 1899 года.

    По техническим характеристикам «Варяг» не имел себе равных: оснащенный мощным пушечным и торпедным вооружением, он был к тому же и самым быстроходным крейсером России. Кроме того, "Варяг" был телефонизирован, электрифицирован, укомплектован радиостанцией и паровыми котлами новейшей модификации.

    После испытаний в 1901 году корабль был представлен петербуржцам.

    В мае 1901 года крейсер был отправлен на Дальний Восток для усиления эскадры Тихого океана. В феврале 1902 года крейсер, обойдя полсвета, отдал якорь на рейде Порт-Артура. С этого момента началась его служба в составе эскадры. В декабре 1903 года крейсер был направлен в нейтральный корейский порт Чемульпо для несения службы в качестве стационера. На рейде, помимо "Варяга", находились корабли международной эскадры. 5 января 1904 года на рейд прибыла русская канонерская лодка "Кореец".

    Ночью 27 января (9 февраля по новому стилю) 1904 года японские боевые корабли открыли огонь по русской эскадре, которая стояла на рейде Порт-Артура. Началась русско-японская война (1904-1905), длившаяся 588 дней.

    Крейсер "Варяг" и канонерская лодка "Кореец", находившиеся в корейской бухте Чемульпо, ночью 9 февраля 1904 года были блокированы японской эскадрой. Экипажи российских кораблей, пытаясь прорваться из Чемульпо в Порт-Артур, вступили в неравный бой с японской эскадрой, в составе которой было 14 миноносцев.

    За первый час боя в Цусимском проливе экипаж российского крейсера выпустил более 1,1 тысячи снарядов. "Варяг" и "Кореец" вывели из строя три крейсера и миноносец, но и сами получили тяжелые повреждения. Корабли вернулись в порт Чемульпо, где получили от японцев ультиматум сдаться в плен. Русские моряки отвергли его. По решению офицерского совета «Варяг» был затоплен, а "Кореец" взорван . Этот подвиг стал символом мужества и отваги русских моряков.

    Впервые в российской истории все участники боя (около 500 человек) были награждены высшей воинской наградой - Георгиевским крестом. После торжеств команда "Варяга" была расформирована, моряки поступили на службу на другие корабли, а командир Всеволод Руднев был награжден, повышен по службе - и отправлен в отставку.

    Действия "Варяга" во время сражения восхитили даже противника - после русско-японской войны японское правительство создало в Сеуле музей памяти героев "Варяга" и наградило его командира Всеволода Руднева орденом Восходящего Солнца.

    После легендарного боя в бухте Чемульпо "Варяг" пролежал на дне Желтого моря больше года. Только в 1905 году затонувшее судно было поднято, отремонтировано и введено в состав Императорского флота Японии под именем "Соя". Более 10 лет легендарный корабль служил учебным судном для японских моряков, однако из уважения к его героическому прошлому японцы сохранили надпись на корме - "Варяг".

    В 1916 году Россия приобрела у своей уже союзницы Японии бывшие русские боевые корабли "Пересвет", "Полтава" и "Варяг". После выплаты 4 миллионов йен "Варяг" был восторженно встречен во Владивостоке и 27 марта 1916 года на крейсере был вновь поднят Андреевский флаг. Корабль был зачислен в Гвардейский экипаж и направлен для усиления Кольского отряда Северно-Ледовитого флота. 18 ноября 1916 года крейсер "Варяг@ торжественно встречали в Мурманске. Здесь он был назначен флагманским кораблем Морских сил обороны Кольского залива.

    Однако машины и котлы крейсера требовали немедленного капитального ремонта, а артиллерия - перевооружения. Всего за несколько дней до Февральской революции "Варяг" ушел в Англию, на судоремонтные доки Ливерпуля. В ливерпульском доке "Варяг" простоял с 1917 по 1920 год. Необходимые средства на его ремонт (300 тысяч фунтов) так и не были выделены. После 1917-го большевики надолго вычеркнули "Варяг" как героя "царского" флота из истории страны.

    В феврале 1920 года, следуя на буксире через Ирландское море в Глазго (Шотландия), куда он был продан на металлолом, крейсер попал в сильный шторм и сел на камни. Все попытки спасти корабль оказались неудачными. В 1925 году крейсер был частично разобран на месте, а 127-метровый корпус взорван.

    В 1947 году был снят художественный фильм "Крейсер "Варяг", а 8 февраля 1954 года в канун 50-летия подвига "Варяга" в Москве состоялся торжественный вечер с участием ветеранов битвы при Чемульпо, где от имени советского правительства героям-"варяжцам" были вручены медали "За отвагу". Юбилейные торжества проходили во многих городах страны.

    К 100-летию героического сражения в 2004 году в бухте Чемульпо российской делегацией был установлен памятник русским морякам "Варяга" и "Корейца" . На открытии мемориала в порту Инчхона (бывший город Чемульпо) присутствовал флагман Тихоокеанского флота России гвардейский ракетный крейсер "Варяг".

    Нынешний "Варяг" - преемник одноименного легендарного корабля первого поколения - вооружен мощным многоцелевым ударным ракетным комплексом, который позволяет поражать надводные и наземные цели на значительном удалении. Также в его арсенале находятся реактивные бомбометные установки, торпедные аппараты и несколько артиллерийских установок различного калибра и назначения. Поэтому в НАТО российские корабли такого класса образно называют "убийцами авианосцев".

    В 2007 году в Шотландии, где нашел свое последнее пристанище легендарный "Варяг", был открыт мемориальный комплекс, на котором присутствовал большой противолодочный корабль (БПК) ВМФ России "Североморск". Эти памятники, выполненные в русских морских традициях, стали первыми мемориалами русскому воинскому духу за границей России и вечным символом благодарности и гордости потомков.

    В 2009 году к 105-летию легендарного боя с японской эскадрой был создан уникальный международный выставочный проект "Крейсер "Варяг". Обретение реликвий, включающих в себя подлинные раритеты с легендарного судна и канонерской лодки "Кореец" из фондов российских и корейских музеев. Подобной выставки, демонстрирующей реликвии российского флота еще не было в отечественной истории.

    Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

    Крейсер «Варяг» был построен в 1899 году. Судно стало частью Тихоокеанской флотилии. Накануне русско-японской войны «Варяг» отправился в нейтральный корейский порт Чемульпо (современный Инчхон). Здесь он оказался в распоряжении российского посольства. Вторым таким судном стала канонерская лодка «Кореец».

    Накануне боя

    В канун нового 1904 года капитан Всеволод Руднев получил секретную шифровку. В ней сообщалось, что корейский император узнал о движении десяти японских кораблей по направлению к Чемульпо (гибель крейсера «Варяг» произошла в свое время в бухте этого порта). Пока же никакой войны не было, хотя обе страны активно готовились к ней. В России к Японии относились свысока, из-за чего армия и флот оказались в трудном положении, когда конфликт разразился по-настоящему.

    Японской флотилией командовал адмирал Сотокити Уриу. Его корабли прибыли к побережью Кореи, чтобы прикрыть высадку десанта. Флотилия должна была остановить «Варяг», если он решит выйти из бухты и вмешаться в переброску сухопутной армии. 27 января (по старому стилю) вражеские корабли появились в прибрежной акватории. Это был первый день русско-японской войны.

    Обстановка в порту Чемульпо осложнялась из-за того, что там находились суда других стран: Великобритании, Франции, Италии и США. Утром 27 января японский адмирал Уриу отправил их представителям сообщение о том, что он собирается атаковать русские суда. В связи с этим нейтральным кораблям предлагалось покинуть рейд до 16 часов, чтобы они не попали под огонь. Европейцы известили капитана Руднева о японском предупреждении. Стало ясно, что бой неизбежен, несмотря на явное нарушение международного права (драма разыгралась в порту третьей страны).

    Приближение японской флотилии

    К утру уже завершилась высадка трехтысячного сухопутного контингента. Теперь транспортные суда ушли из района боя, а военные корабли могли начать подготовку к предстоящей атаке. В порту был виден пожар на месте высадки японцев. Противник намеренно психологически давил на русских моряков. Героическая гибель крейсера «Варяг» показала, что все эти попытки были обречены на провал. Русские моряки и их офицеры были готовы ко всему, хотя им и пришлось унизительно ждать атаки врага и беспомощно наблюдать за высадкой десанта.

    Меж тем командиры иностранных судов отправили японцам письменный протест. Эта бумага не возымела действия. Ни на какие другие шаги иностранцы не решились. Их корабли удалились в порт и никак не проявляли себя во время боя. и канонерская лодка были блокированы в бухте. Выйти в открытое море они не могли, так как дорогу закрывала японская флотилия из десяти кораблей. Последовавшая затем гибель крейсера «Варяг» случилась во многом из-за паралича и неумелых действий командования в Порт-Артуре. Начальники флота повели себя безответственно. Они никак не пытались предотвратить катастрофу, хотя сообщения о приближении японской эскадры поступали уже на протяжении месяцев.

    «Варяг» покидает Чемульпо

    Капитан Всеволод Руднев, поняв, что ждать помощи от иностранцев или собственного начальства бессмысленно, принял решение прорываться из бухты и принять бой. Никакой речи о капитуляции идти просто не могло. В 10 часов утра капитан прибыл на крейсер и сообщил офицерам о своем решении. Общее мнение было единодушным - попытаться прорваться, а если попытка провалится, то затопить корабли.

    Первыми к бою начали готовиться медики. Врачи, санитарки и фельдшеры оборудовали перевязочные пункты. На следующие несколько дней они забыли о том, что такое сон, - у них было слишком много работы. В 11 часов Руднев выступил с речью уже перед всей командой. Моряки поддержали капитана громогласным «Ура!». Никого не пугала гибель крейсера «Варяг», никто не хотел сдаваться, заранее сложив руки. Схожей была реакция на «Корейце». Даже кок, который был вольнонаемным рабочим, отказался покидать судно и укрыться в консульстве. Когда «Варяг» покидал порт, иностранные экипажи выстроились на палубах своих судов. Так французы, итальянцы и англичане отдавали дань мужеству экипажа, у которого впереди был неравный бой. В ответ на «Варяге» играли национальные гимны этих стран.

    Соотношение сил сторон

    Какой эскадре должен был противостоять крейсер «Варяг»? История гибели корабля могла бы вообще не случиться, сражайся он в других условиях ведения боя. Каждое японское судно было ему по силам. Исключением был «Асама» - один из лучших броненосных крейсеров во всем мире. «Варяг» был воплощением идеи о сильном и быстроходном разведчике. Его главным преимуществом в сражении были стремительный налет и короткий, но оглушительный удар по противнику.

    Все эти качества «Варяг» лучше всего мог продемонстрировать в открытом море, где у него было бы пространство для маневра. Но его расположение, а впоследствии и место гибели крейсера «Варяг» было в узком фарватере, полном отмелей и камней. В таких условиях корабль не мог разогнаться и эффективно ударить по противнику. Из-за узкого курса, крейсеру пришлось идти на мушке у японцев. Поэтому исход сражения определялся только соотношением количества пушек. У дюжины кораблей их было гораздо больше, чем у крейсера с канонерской лодкой.

    Особенно безнадежным положение становилось из-за присутствия «Асамы». Орудия этого крейсера были практически неуязвимыми, так как скрывались за толстой башенной броней. Для сравнения: на русских кораблях артиллерия была открытой и палубной. Кроме того, половина орудий «Корейца» являлись попросту устаревшими. Во время боя они вообще бездействовали.

    Начало сражения

    Японские корабли предопределили место гибели крейсера «Варяг», встав в десяти милях от корейского Чемульпо. Когда эскадры встретились, последовал сигнал, вопрошающий о сдаче. «Варяг» гордо промолчал на это предложение. Первые выстрелы с «Асамы» прозвучали около 12 часов. Они производились в тот момент, когда корабли находились на расстоянии около 8 километров друг от друга.

    Все понимали, что неизбежна гибель крейсера «Варяг». Бой, тем не менее, был принят. Через две минуты после первых японских выстрелов началась пристрелка на правом борту «Варяга». Ею руководил Кузьма Хватков - старший комендор. Накануне сражения он лежал в лазарете после сделанной операции. Узнав о предстоящем бое, комендор потребовал выписки и вскоре прибыл на борт «Варяга». Хватков с редкой храбростью продолжал беспрерывную стрельбу на протяжении всего сражения, даже после того как были убиты и ранены все его помощники.

    Первым попаданием японский снаряд разрушил верхний носовой мостик и перебил фок-ванты. Из-за этого в штурманской рубке начался пожар. Последовал взрыв, убивший младшего штурмана Алексея Нирода и сигнальщика Гавриила Миронова. Тушением пожара стал руководить Тимофей Шлыков - смелый и решительный боцман.

    Пожар на борту

    Столбы черного дыма стали первыми признаками, которыми ознаменовалась гибель крейсера «Варяг». Дата 27 января 1905 года стала днем мужества и неотступности русского экипажа. Пожар позволил японцам легко корректировать огонь по противнику. Пушки «Варяга» целили в основном в «Асаму». Огонь велся бронебойными снарядами, которые действительно разрывали толстую броню и взрывались внутри судна. Поэтому ущерб, нанесенный японцам, не был так нагляден, как пожар на русском крейсере.

    Крейсер «Асама» вел отвлекающий огонь. Он отвлекал внимание пушек «Варяга», благодаря чему другие корабли японской флотилии могли безнаказанно расстреливать противника. Снаряды стали все чаще попадать в цель. Так, постепенно приближалась гибель крейсера «Варяг». Фото героического экипажа и его корабля уже скоро попали во все мировые газеты.

    Но днем 27 января морякам и офицерам было явно не до будущего. После очередного попадания загорелся настил палубы. Пожар стал крайне опасным, ведь поблизости была система подачи сигналов, а также элеваторы. Пламя пытались сбить мощными струями воды, подаваемыми из шлангов. Тем временем комендоры, стоявшие у открытых орудий, падали замертво из-за смертоносного вихря из осколков, поднятого снарядами противника.

    Врачи работали сосредоточенно и молча. Поток раненых увеличивался. Люди, получившие тяжелые увечья, находили в себе силы самостоятельно добраться до лазарета. Легко раненные вообще не обращали внимания на повреждения и оставались на своих постах. Такой героической и беспримерной была гибель крейсера «Варяг». И и основному кораблю довелось оказаться под шквальным огнем противника, упивавшегося своим численным превосходством.

    Маневр

    Когда «Варяг» отдалился от Чемульпо на восемь миль, капитан решил развернуться вправо, чтобы выйти из-под огня и ввести в бой орудия на левом борту. Корабль начал маневр, и в этот момент судно поразили два крупных снаряда. Героическая гибель крейсера «Варяг» стала еще ближе. Из-за взрыва судно лишилось рулевого управления. Часть осколков попала прямиком в рубку, где кроме капитана находились некоторые офицеры и музыканты. Погиб барабанщик и штаб-горнист, многие были ранены, но никто не пожелал идти в лазарет и покидать Руднева.

    Из-за потери руля был отдан приказ перейти на ручное управление. Никто не хотел, чтобы противнику легко далась гибель крейсера «Варяг». Русско-японская война только началась, и впереди было еще много подобных боев, когда русские корабли оказывались в численном меньшинстве. Их экипажи вслед за экипажем «Варяга» проявляли чудеса храбрости и преданности своему долгу.

    Крейсер подобрался к вражеской флотилии на расстояние пяти миль. Огонь японцев усилился. Именно в это время «Варяг» получил самые тяжелые и фатальные повреждения. Крупнокалиберный снаряд пробил корму на левом борту. В пробоины хлынула вода, которая стала затапливать кочегарки с углем. В помещение бросились квартирмейстеры Жигарев и Журавлев. Они предотвратили дальнейшее распространение воды и затопление ею других кочегарок. Раз за разом откладывалась гибель крейсера «Варяг». Кратко говоря, русский экипаж боролся с тем упрямством, которое бывает только у обреченных людей, загнанных в угол.

    Отступление

    Меж тем «Кореец» начал прикрывать «Варяг», делавший важный маневр. Его малые снаряды, наконец, получили возможность дотянуться до кораблей противника. Началась ответная стрельба. Скоро на одном из японских крейсеров вспыхнул пожар, а другой миноносец и вовсе начал тонуть. Когда поворот был завершен, в бой включились орудия на левом борту. Комендоры - главные герои сражения, разъяренные гибелью товарищей, стреляли не прекращая. Результат не заставил себя ждать. Одним из снарядов был разрушен кормовой мостик «Асамы» - лучшего японского крейсера. Автором удачного выстрела стал комендор Федор Елизаров, стоявший за шестидюймовым орудием № 12.

    После поворота капитан направил корабль обратно на рейд, стремясь отсрочить гибель крейсера «Варяг». Дата этого события стала одной из самых ярких и трагических в истории русского флота. К 13 часам бой прекратился, так как «Варяг» наконец снова оказался на рейде.

    За время сражения им было выпущено больше 1100 снарядов. Экипаж потерял половину команды, находившуюся на верхней палубе. Вентиляторы и шлюпки были превращены в решето. Палуба и борта получили многочисленные пробоины, из-за чего у «Варяга» появился крен на левый борт.

    Затопление крейсера

    Иностранные корабли, до того стоявшие на рейде, приготовились уходить в порт, чтобы не мешать японцам покончить с русскими. Руднев, оценив обстановку, понял, что крейсер потерял большую часть своей боевой мощи. В таких условиях вести бой было невозможно. На коротком военном совете капитан принял решение открыть кингстоны и затопить корабль.

    Началась эвакуация команды. Раненных матросов и офицеров передавали друг другу на руках. Приближалась гибель крейсера «Варяг» и лодки «Кореец». Большая часть русских пересела на нейтральные суда. Последние члены экипажа, оставшиеся на судне, чтобы затопить его, остались в воде. Кто-то добирался до кораблей вплавь, а Василий Белоусов остался держаться за льдину в ожидании прибытия французского катера.

    «Кореец» был взорван. Иностранцы попросили обойтись без подобной меры по отношению к крейсеру. Дело было в том, что обломки канонерской лодки на огромной скорости сталкивались с водной поверхностью рядом с нейтральными кораблями. Крен «Варяга» становился все сильнее. Издали на нем периодически слышались новые взрывы - это пожар поглощал уцелевшие патроны и снаряды. Наконец судно затонуло. В 18 часов была отмечена окончательная гибель крейсера «Варяг». Образ корабля, вступившего при неравных силах в бой, и его героического экипажа навсегда остался в памяти русского флота.

    Возвращение экипажа на родину

    В бою погибло 23 человека, еще 10 тяжелораненых умерли в лазаретах после эвакуации. Оставшийся экипаж в середине февраля отправился на родину. Героическая гибель крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» уже стала известна всему миру. Моряков и офицеров в каждой стране, где они останавливались, встречали с радушием и нескрываемым восхищением. Со всех уголков в их адрес шли телеграммы и письма.

    Большая делегация соотечественников встретила экипаж в Шанхае, где тогда находилась канонерская лодка «Манджур». Генеральный консул и посол России в Константинополе поспешили на встречу с героями, несмотря на их совсем короткую остановку в этом городе. Слава опережала моряков. Экипаж должен был вернуться на родину, высадившись в Одессе. В этом городе на протяжении нескольких недель шла подготовка к его встрече.

    Прямо на борту прибывшего парохода героям вручили Следует сказать, что награждены были все члены экипажа вне зависимости от звания. В честь прибывших был дан салют. Весь город захлебнулся праздничным ликованием. Схожей была картина в Севастополе, где базировался Черноморский флот. 10 апреля 1904 года 600 матросов и 30 офицеров «Варяга» и «Корейца» специальным эшелоном выехали в Санкт-Петербург. По дороге поезд останавливался в Москве и еще на нескольких станциях. Везде неизменно эшелон ждали горожане и первые лица городов.

    16-го числа экипаж наконец оказался в Санкт-Петербурге. На перроне Николаевского вокзала его встречали родственники, представители городской думы, армии, дворянства и, конечно, все высшие чины русского флота. Во главе этой толпы возвышался генерал-адмирал великий князь Алексей Александрович.

    Моряки прошли торжественным маршем по празднично украшенному Невскому проспекту. Улица была до отказа забита горожанами. Вдоль всего проспекта выстроились солдаты столичного гарнизона, которые должны были сдерживать толпу. Торжественный оркестр был не слышен на фоне непрекращающихся криков и оваций. Кульминацией стала встреча экипажа и царя Николая II.

    Дальнейшая судьба корабля

    Японцы были поражены поведением и мужеством русских. Показательно, что император Муцуито в 1907 году отправил капитану Всеволоду Рудневу орден Восходящего Солнца II степени. Гибель крейсера «Варяг» год от года вспоминалась не только в России, но и в Японии. В Токио решили поднять и отремонтировать крейсер. Он был включен в Императорский флот и получил название «Соя». Семь лет его использовали в качестве учебного судна. Название «Варяг» на корме корабля было сохранено японцам в знак уважения мужества русских моряков и офицеров. Однажды крейсер даже отправлялся в поход на

    С Россия и Япония стали союзницами. Царское правительство выкупило «Варяг» обратно. В 1916 году он под российским флагом вернулся во Владивосток. Корабль перевели во флотилию Северного Ледовитого океана. Накануне Февральской революции крейсер отправился в Великобританию на ремонт. Власти этой страны конфисковали «Варяг», когда большевики отказались выплачивать долги царского правительства. В 1920 году корабль продали немцам на металлолом. В 1925-м крейсер попал в шторм во время буксировки и окончательно затонул в Ирландском море.