конкурс
IMG-20170429-WA0012
IMG-20170429-WA0008
Моментальный снимок 5 (25.02.2017 9-39)
Моментальный снимок 6 (25.02.2017 9-44)
IMG-20170217-WA0006
IMG-20170216-WA0030
IMG-20170215-WA0031
IMG-20170215-WA0033
IMG-20170215-WA0032
IMG-20170215-WA0034
IMG-20170215-WA0018
IMG-20170215-WA0020
IMG-20170215-WA0016
IMG-20170215-WA0001
IMG-20170216-WA0002
IMG-20170216-WA0010
image1(7)
IMG-20170210-WA0010
1
IMG-20170904-WA0005
IMG-20170902-WA0012
IMG-20170902-WA0011
IMG-20170902-WA0008
IMG-20170902-WA0005
IMG-20170902-WA0006
IMG-20170902-WA0002
IMG-20170902-WA0001
IMG-20170902-WA0003
IMG-20170902-WA0000
IMG-20170615-WA0005

 

Кризис 13 лет

 

Как сохранить психологическое здоровье: Возрастные особенности учащихся

 

Кризис 13 лет протекает со свойственной любому кризису симптоматикой:

- взрыв непослушания,

- грубость,

- немотивированное противостояние взрослым,

- негативизм по отношению к учителям,

- трагическое переживание ситуации невключенности в группу сверстников,

- надежда на неопределенное светлое будущее,

- бравада своей независимостью, приверженностью материальным интересам.

 

Однако суть кризиса не столько в ярко выраженных его проявлениях, сколько в качественном изменении процесса психического развития. В кризис 13 лет происходит резкое изменение переживаний — как их структуры, так и содержания.

 

Подросток подвержен сильнейшим переживаниям, вызванным как чувством наступающей взрослости и формированием образа “Я”, так и идентификацией с образом пола. Для младших и особенно для старших подростков характерны переживания, связанные с их отношением к себе, к собственной личности, процессом познания себя и преимущественно эти переживания отрицательные. Один из первых результатов самопознания — пониженная самооценка. По многим критериям — “ум”, “общение”, “здоровье”, “характер” и др. — в 10-балльном измерении подросток оценивает себя примерно на 5 баллов, а по критерию “счастье” не поднимается выше 3— 4 баллов. Процесс самопознания идет по пути обнаружения все новых недостатков и негативных качеств, подросток во всем винит себя — и в плохой учебе, и в конфликте с родителями. Этому способствует усвоение им представлений и оценок, которые есть у окружающих взрослых. Исследования показывают, что родители и учителя практически не видят положительных черт, достоинств подростка, тогда как суждения о недостатках предельно разнообразны, конкретны. Подросток еще не умеет опираться на сильные стороны своей личности, характера, свои достоинства, поэтому уязвим.

 

Изменившаяся система мотивов и переживаний провоцирует разного рода патологические реакции. Известно, что среди подростков наблюдается рост психопатий, переходящих в нарушения поведения, неврозы, шизофрению (А. П. Личко). Поведение 13-летних беспорядочно и неустойчиво: регрессивные тенденции и детские модели поведения (особенно в моменты стресса и замешательства) могут сменяться абсолютно зрелыми действиями.

 

К новообразованиям кризиса 13 лет можно отнести изменение взаимоотношений между ребенком и взрослым, появляется необходимость выработки новых критериев оценки окружающих и себя самого. Потребность оценить себя с новой точки зрения и практическое отсутствие возможности ее удовлетворения во многом и порождают отмеченные особенности, тревожность и отчаянное желание “быть хоть кем, только не семиклассником!”.

 

Механический перенос на подростков прежних воспитательных мер “борьбы с недостатками” оказывается крайне неэффективным, необходимы качественно иные педагогические воздействия — опора на положительные, конструктивные тенденции развития и новые психологические образования.